Блоги

Всемирный банк и российские экономисты назвали способы «процветания» российской экономики.

Тамирлан Хасимиков CFP®
, Россия, Москва

В данной статье параллельно представлены мнения зарубежных и российских экспертов относительно вопроса процветания российской экономики. Во второй части статьи проводится сравнительный анализ двух оценок, поскольку только одна из них является более правдоподобной.

(Оценка зарубежных экспертов была опубликована 12/01/17 на портале РБК: Всемирный банк назвал два способа «процветания» российской экономики. Каждый параграф данной статьи обозначен арабскими цифрами для сравнения с альтернативным экспертным мнением, где разделы обозначены римскими цифрами.)

1. Есть два пути для роста экономики России — повышение производительности и прирост человеческого капитала, говорится в докладе Всемирного банка. Но они невозможны без устойчивого бюджета и эффективного госуправления

I. Путь наименее зависимого от внешних факторов экономического роста России – повышение производительности засчёт человеческого капитала кампаний как основополагающего фактора добавочной стоимости в производимых товарах и услугах. Устойчивость бюджета невозможна без развития интеллектуальных активов страны и объективной оценки их конкурентоспособности.

2. Экономисты Всемирного банка назвали два пути, которые могут обеспечить рост российской экономики и «дальнейшее всеобщее процветание»: это, во-первых, восстановление роста производительности, а во-вторых — реформы, направленные на развитие человеческого капитала и улучшение доступа к госуслугам. Такие выводы содержатся в докладе «Российская Федерация — комплексное диагностическое исследование экономики: пути достижения всеобъемлющего экономического роста» (есть у РБК), который на Гайдаровском форуме в четверг представили вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Сирилл Муллер и заместитель главного экономиста организации Ана Ревенга.

II. Экономисты Российской Федерации назвали опорные пункты в подходе к возобновлению роста российской экономики и «благосостояния граждан»: во-первых, восстановление приоритета к интеллектуальным активам населения – фактору добавочной стоимости производства, во-вторых, повышение степени прозрачности и плотности во взаимоотношениях между госаппаратом и населением. Такие выводы обоснованы конструктивным мышлением в период нынешних геополитических изменений и исследованиям причинно-следственной связи в экономической цикличности.

Жертва собственного успеха

3. Нынешняя модель российского государства основана на прочном влиянии властей на экономическую и социальную политику, а также на большой политической поддержке, пишет Всемирный банк. Однако эта поддержка может ослабнуть в условиях замедления экономики, так как Россия рискует стать «жертвой собственного успеха» из-за возросших ожиданий населения.

Осознание многолетнего пренебрежения

III. Нынешняя экономическая модель российского государства выстраивается на внутренних приоритетах и развитии национальных факторов производства, где изменения вызваны, по большей мере, внешними геополитическими и экономическими санкциями. Соответственно, модель, сохраняющая национальные экономические интересы и ее нынешние задачи по импортозамещению, широко поддерживаются производителями и большей частью населения. Однако, данное взаимопонимание между госаппаратом и населением может ослабнуть из-за беспрерывного финансового воздействия со стороны внешнего конкурирующего интереса.

4. Потенциал «возобновления роста производительности», первого описанного Всемирным банком пути, у России есть, однако для этого нужно избавиться от ограничений, которые существуют «на уровне всей экономики, предприятия и отдельного человека». Они возникают из-за изношенного основного капитала и «искажения рыночных и внешнеторговых механизмов» — по стране сложно и дорого перемещать грузы, это тормозит экономику, указывает ВБ. Исправить ситуацию можно привлекая частный капитал, в том числе с помощью механизма государственно-частных партнерств (ГЧП). Нынешние усилия властей в этой сфере недостаточны, им нужно лучше оценивать осуществимость проектов и курировать их вплоть до завершения, анализировать риски, а также расширить доступ к недорогим долгосрочным кредитам. Сейчас участие бизнеса в России в инфраструктурных проектах «сильно ограничено слаборазвитой конкуренцией, недостаточно глубоким внутренним рынком капитала, фрагментированной и усложненной системой законодательства и недостатком специалистов».

IV. Потенциал «возобновления роста производительности и интеллектуальной конкурентоспособности» первого пункта, описанного российскими экономистами пути, у России всегда был и остается. Однако для этого нужно минимизировать влияние внешних финансовых интересов на расстановку приоритетов в национальных ценностях. Поскольку дезориентация в данных приоритетах образовала не только сырьевую экономическую модель, но в последствии привело к многолетнему пренебрежению к остальным компонентам национального производства, то есть к машиностроению, экономической инфраструктуре, и главное – человеческому капиталу. Исправить ситуацию можно привлекая сначала не частный капитал, а интеллектуальный – с помощью прозрачного механизма оценки индивидуальной конкурентоспособности. Нынешние инициативы руководства в развитии конкурентоспособных специалистов в рамках программ подготовки кадров подчеркивает стратегическое значение человеческого капитала. Поскольку человеческий фактор предопределяет конкурентоспособность производства и востребованность реализуемых им проектов, что в свою очередь привлекает частный капитал. Сейчас участие квалифицированных специалистов в инфраструктурных проектах сильно ограничено слаборазвитым рыночным механизмом объективной оценки, поиска и отбора конкурентоспособного персонала.

5. Росту производительности мешают и ограничения в инновациях на уровне предприятий. Компаниям нужен «способный менеджмент», появление которого также требует дополнительных инвестиций. Кроме того, один из самых серьезных факторов, тормозящих развитие российских компаний, — недостаток квалифицированных кадров, отмечается в докладе. Даже при том, что у российских работников наблюдается «очень высокий уровень формального образования», оно не помогает сформировать навыки, которые от потенциальных сотрудников требуют работодатели.

V. Росту производительности мешают ограничения в персональных инициативах специалистов на уровне предприятий. Компаниям нужен результативный менеджмент, появления которого требует не сколько дополнительных инвестиций, а прозрачный механизм оценки результативности менеджмента. Человеческий фактор, как показывает практика, один из самых серьёзных факторов, тормозящих самостоятельное развитие российских компаний. Даже при том, что у российского менеджмента наблюдается очень высокий уровень номинального и формального образования, но все же отсутствует прозрачный механизм верификации специализированных навыков, которые от потенциальных профессионалов требуют стратегически важные и ответственные проекты.

6.Еще одно препятствие — падение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), возникшее после введения санкций в 2014 году, хотя и до этого зарубежные вложения не способствовали росту конкурентоспособности экспорта и переориентации на более высокотехнологичную продукцию. При этом сейчас диверсифицировать экспорт с помощью ПИИ сложно из-за внешней ситуации, и властям будет стоить больших усилий оздоровление инвестиционного климата. К числу серьезных проблем, отмечает Всемирный банк, российские компании также относят коррупцию, налоги и «обременительные требования в части лицензирования и эксплуатации».

VI. Еще одно препятствие – временной фактор, возникший после введения санкций в 2014 году, повысил востребованность к высокотехнологичной продукции и интеллектуальному капиталу как фактору производства. Намерения зарубежного капитала не способствовали росту конкурентоспособности экспорта и переориентации на более высокотехнологичную продукцию. Переоценка намерений зарубежных экспертов и инвестиций у населения сформировала недооценку собственных возможностей. Многолетняя недооценка собственных возможностей образовала «коридор недоверия» между производителями, потребителями и госаппаратом, что в свою очередь объясняет нынешний уровень коррупции в экономической среде. Соответственно, оздоровление экономического климата потребует больших усилий со стороны всех участников.

7. Экономисты описывают два основных подхода, которые должны вернуть рост производительности. Первый — выравнивание условий конкуренции, предусматривающее «уход с рынка непроизводительных фирм-старожилов» и появление на их месте новых производительных компаний. Второй — обновление потенциала компаний, например в сфере внедрения технологий. В целом России нужны реформы, которые помогут преодолеть внутренние и внешние ограничения, указывает ВБ.

VII. Основополагающий принцип любого подхода, который должен вернуть высокотехнологичное производство – уравненное соотношение измеримой результативности и ответственности в соответствии с полномочиями участника экономической среды. Данный принцип распространим как для юридических, так и физических лиц, который предусматривает уход непроизводительных и появление на их месте новых производительных компаний/индивидов. В целом, участникам экономической среды нужны практические примеры данных принципов, которые помогут преодолеть сформировавшийся ограничения.

Человеческий капитал

8. Второй путь, описанный Всемирным банком, — улучшение человеческого капитала. Основным источником доходов для 40% беднейших граждан являются бюджетные трансферты, и их следует заменить на доходы от трудовой деятельности. Кроме того, «рабочие места переместились в более уязвимый неформальный сектор», указывает Всемирный банк. По оценке Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС, всего в теневой рынок труда входят 30 млн россиян, или 40,3% экономически активного населения. Ежегодно с 2009 года, отмечает Всемирный банк, число ликвидированных официальных рабочих мест превышало число новых и при этом нет «убедительных доказательств», что при официальном трудоустройстве гражданам платят больше, чем при работе в неформальном секторе.

VIII. Многолетнее пренебрежение человеческим фактором как со стороны бизнеса, так и со стороны госаппарата сформировала нынешнее состояние теневого рынка труда, где формальный трудовой статус нередко отличается от реальной экономической активности участника. Возлагаемые требования и предоставляемые условия ограничивают деятельность работоспособного населения, что, с другой стороны, увеличивает нагрузку на госбюджет и трансферы. Соответственно, выравнивание соотношения, такого как полномочия и ответственность относительно измеримой результативности участника, увеличит трудовую активность, что в свою очередь – снизит нагрузку на госбюджет.

9. Среди других проблем — старение экономически активного населения, что усугубляется относительно небольшими государственными расходами на здравоохранение. Экономия, а также неэффективное распределение расходов в этой сфере приводят к росту собственных расходов на медицину среди тех пациентов, кто может себе это позволить. Улучшения ситуации можно было бы добиться, сделав акцент на первичной медицинской помощи и профилактике, пишет Всемирный банк. Невелик и объем инвестиций в образование (4% ВВП по сравнению с 5,3% в среднем по странам ОЭСР), есть проблемы с доступом к качественному образованию.

IX. Предоставив равномерные условия для старшего, но экономически активного населения, в сочетании с существующими государственными расходами на здравоохранения, увеличит покупательную способность пациентов, что позволит самостоятельно выбирать провайдеров в соответствии с качеством и стоимостью медицинских услуг. Повышенная покупательная способность в сочетании с высоким объемом страхового покрытия дорогостоящих медицинских процедур – в совокупности простимулируют необходимые реформы в секторе здравоохранения. Это повысит количество провайдеров медицинских услуг, рабочих мест и уровень заработной платы в секторе здравоохранения. А также, повысит качество сервиса среди конкурирующих провайдеров и т.д.

10. России следовало бы сделать эффективнее расходы и на социальную помощь, следует из доклада. Сейчас до бедных доходит минимальная часть выделяемых ресурсов (25% средств для беднейших 20%). В странах с адресной помощью та же доля граждан получает 50% и более средств. ВБ также обращает внимание на низкие пенсии в России. Но несмотря на это, бюджетная обеспеченность может оказаться «недостаточной с учетом растущего давления на систему социальной защиты», пишут авторы. Кроме того, рост неравенства может «подорвать общественную структуру».

X. Следовало бы отметить, сэкономленная доля бюджетных расходов на реформы здравоохранения может быть направлена на социальную защиту старшего и экономически неактивного населения. Также, увеличив степень прозрачности поступаемых бюджетных средств относительно качества предоставляемого социальными учреждениями сервиса, повысится эффективность программ социального назначения, одновременно снизив нагрузку на бюджет. В итоге, два ключевых фактора увеличат защиту наиболее уязвимых слоёв населения.

11. Экономисты предлагают вовлекать в экономическую активность более широкие слои населения и все так же увеличивать производительность, чтобы решить эти проблемы. В частности, это можно сделать благодаря привлечению к работе женщин и увеличению продолжительности трудовой деятельности (то есть, по сути, повышению пенсионного возраста, на котором, в частности, настаивает Центр стратегических разработок, готовящий программу реформ в России).

XI. Российские экономисты отмечают, что вовлечение населения в экономическую активность благодаря привлечению женщин и повышение пенсионного возраста вместо восстановления взаимовыгодных условий для более широких слоёв населения может «подорвать общественную социальную структуру».

Без чего нельзя обойтись

12. Всемирный банк отдельно выделяет условия, без которых восстановление экономики в России невозможно. В первую очередь речь идет о бюджетной устойчивости (власти запланировали сокращение бюджетного дефицита на следующие три года, минимального значения он достигнет в 2019 году, на уровне 1,2% ВВП). «Существенное ужесточение бюджетных ограничений, происходящее в последнее время, обостряет проблематичность выбора между поддержкой доходов населения и повышением инвестиций в человеческий и физический капитал», — отмечают экономисты. В прошлые годы социальные расходы осуществлялись в ущерб инвестициям и в инфраструктуру, и в человеческий капитал, теперь же направлять их нужно «на решение самых приоритетных задач и совершенствование управления государственными инвестициями». Впрочем, это должно сопровождаться налоговой реформой, отмечает Всемирный банк.

XII. Российские экономисты подчеркивают подход, без которого восстановление конкурентоспособного производства и экономии бюджетных средств невозможно. При запланированном сокращении бюджетных расходов существенное значение в производстве играет фактор добавочной стоимости, а именно – интеллектуальный актив специалистов как основной компонент человеческого капитала компаний. В первую очередь речь идет об адаптации рыночного механизма, оценивающего активы компаний (Брендов) под оценку интеллектуальных активов специалистов (индивидуальных брендов). Данный подход к объективной оценке результативности специалиста, в свою очередь, позволит сопостовлять индивидуальные полномочия и ответственность в соответствии со значимостью оценки – рыночного рейтинга навыковОбъективная оценка индивидуального профессионализма существенно изменит работоспособность экономически активных специалистов.

13. Изменения в фискальной системе в конце прошлого года анонсировал президент Владимир Путин, сообщивший, что они должны вступить в силу с 2019 года, а министр финансов Антон Силуанов объяснил, что речь идет об увеличении налогов на роскошь, на вредные продукты, а также о снижении страховых взносов работодателей при одновременном росте НДС.

XIII. Изменения в фискальной – налоговой политике (увеличение налогов на роскошь, на вредные продукты, а также снижение страховых взносов работодателей при одновременном росте НДС) без пропорциональных изменений в степени экономической прозрачности госучреждений продолжит отток капитала. Отток капитала за рубеж при повышенной работоспособности экономически активных специалистов продлит дефицит налоговых поступлений и отсрочит развитие высокотехнологичных проектов, необходимых для той же самой бюджетной устойчивости.

14. Второе условие — качественное управление природными ресурсами; сейчас оно, по оценке ВБ, ведется нерационально и неэффективно. На благосостоянии отражаются истощение запасов и загрязнение окружающей среды, а из-за изменения климата «повышается уязвимость российской экономики к рискам, связанным с погодными условиями».

XIV. Дополнительным и не менее важным аспектом в рамках долгосрочного процветания Российской экономики является сохранность природных ресурсов. Необходимо активнее внедрять более прозрачные IT системы управления истощаемыми природными ресурсами, в том числе путем внедрения измеримых показателей процедур отчётностей и мониторинга ответственного персонала.

15. И наконец, еще одно условие — эффективность государственного управления. Ведомства должны «чутко реагировать на потребности бизнеса и граждан, а также отстаивать принципы правового государства». При этом правительству, считает Всемирный банк, уже удалось добиться определенных успехов в госуправлении, хотя прогресс не был равномерным, а рейтинги России в этой сфере остались ниже среднемирового уровня. Это связано с сохранением проблем с открытием бизнеса, предпринимательской деятельностью, инвестициями и инновациями, а также с подотчетностью населению.

XV. В целом законопроекты, базирующиеся на принципах взаимовыгодных экономических отношений, укрепляют не только макроэкономический климат страны, но также повышают внешней инвестиционный спрос и влияние России, особенно в период геополитической нестабильности.

Просмотров: 607
-
+7
+

Оставить комментарий

Отправить

Комментарии

  • Вторая часть уже была готова с момента изложения первой части. Просто временной фактор не позволил её опубликовать.

  • Анонимный пользователь (15:05 28.02.2017)

    а вторая часть ? плиз